Интегральная сексология: аспекты развития сексуальности — Статьи — Тело и мозг


Интегральная сексология: аспекты развития сексуальности

Все мы интересуемся сексом. В конце концов, это наша третья инстинктивная потребность после воды и пищи. И до сих пор тема секса сопряжена со множеством мощнейших табу. Это непростой вопрос. Некоторые люди испытывают дискомфорт, говоря о сексе или занимаясь им. Очевидно, что секс связан с духовностью, так что же может интегральная теория рассказать нам о сексе? 
В конце 19-го века ряд авторов начал ставить под сомнение превалировавшие в то время установки в отношении секса. Одним из таких авторов-новаторов был Хэвлок Эллис. Он написал книгу, в которой утверждал, что гомосексуальность есть просто разновидность нормы. Он также первым исследовал идею, что женщины могут и должны наслаждаться сексом. Ограничения, налагаемые допустимым объёмом текста, не позволяют мне погрузиться в подробное исследование вопроса, но хорошо известно, что в тот период имели место довольно странные представления о сексе. Женский оргазм считался признаком истерии. Считалось, что мастурбация приводит к моральному и физическому ослаблению, а гомосексуальность — это патология. Всё это поставили под сомнение ряд теоретиков, которые утверждали, что исследование сексуальности должно производиться научным путём, независимо от моральных предубеждений. Эта дисциплина стала известна как сексология.
В то же время антропология начала развиваться как дисциплина. Колониальная экспансия привела к тому, что европейцы столкнулись лицом к лицу с обширным разнообразием культурных практик, включая и диаметрально противоположные взгляды на секс. Хэвлок Эллис написал предисловие к новаторской книге Бронислава Малиновского «Сексуальная жизнь дикарей северо-западной Меланезии» («The Sexual Life of Savages in North-Western Melanesia»). В этой книге исследовались сексуальные практики жителей Тробриандских островов; в ней описывалась динамика очень либерального и открытого подхода. Малиновский поставил под сомнение теорию Фрейда об Эдиповом комплексе, а сексуальные либертарианцы нашли в его работе факты, подтверждающие мнение о том, что многое, что составляет европейское отношение к сексуальности, основывается на ложном нравственном страхе.
Эти новые подходы привели к созданию Всемирной лиги в поддержку сексуальной реформы, в состав которой вошли Эллис, Фрейд, Вильгельм Райх, а также писатели Олдос Хаксли и Д. Х. Лоуренс. Родоначальником группы был Магнус Хиршфельд. Он основал в Берлине первый институт, посвящённый дисциплине сексологии, — Институт сексуальных исследований (ИСИ).
Приход нацистов к власти и Вторая мировая война прервали исследования сексологии (нацисты разрушили ИСИ в 1933 году, — многие фотографии, на которых видно, как нацисты сжигают книги, запечатлевают уничтожение библиотеки ИСИ). Труды по развитию сексологии впали в полусонное состояние, пока на сцену не вышли Альфред Кинси и впоследствии Мастерс и Джонсон. Дисциплина сексологии теперь достаточно прочно стоит на ногах.
Как может интегральная теория дополнить эту дисциплину? Существует ли такое понятие, как интегральная сексология?

Многообразие типов сексуальности

Практически всем людям известно о таких разновидностях сексуальности, как гомосексуальность и гетеросексуальность. Такая дисциплина как сексология показала, что большинство людей представляют собой смесь: очень мало чисто гомосексуальных и чисто гетеросексуальных типов. Вместо этого, по-видимому, мы наблюдаем степени бисексуальности.
Мы можем также предположить, что есть и другие вариации сексуального поведения и сексуального выражения.
  • Интроверт — экстраверт.
  • Моногамность — полигамность.
  • Мужественность — женственность (направленные вовне и вовнутрь).
  • Асексуальность/отсутствие интереса — гиперсексуальность.
Вcе эти формы сексуальности являются нормой и находят выражение как в индивидах, так и в культурах. Это означает, что люди могут демонстрировать широкий диапазон сексуальных характеров: экстровертный, полигамный гетеросексуал; интровертный, незаинтересованный гомосексуал; любвеобильный, бисексуальный свингер; лесбиянки — «бучи» и «фэм»; кроссгендер и трансгендер; внешне мужественный мужчина с женственной сексуальностью; моногамный, частично не интересующийся сексом, частично интровертированный гетеросексуал. Невозможно перечислить все комбинации. Они могут изменяться. Можно начать свой путь с интроверсии и гетеросексуальности, но стать экстровертом и бисексуалом. В течение жизни можно пройти несколько преображений.
Культуры с разной степенью терпимости относятся к различным выражениям этих типов сексуальности. Древние греки были толерантны к гомосексуальному и гетеросексуальному типам. Римляне менее открыто относились к гомосексуальности, но были толерантны к активной сексуальности. Некоторые культуры разрешали различные виды полигамии. В иудео-христианской культуре предпочтение отдается гетеросексуальной, моногамной, незаинтересованной и интровертированной сексуальности.
Существуют важные различия и в рамках стратифицированных обществ. То, что разрешается высшим классам и элитам, может запрещаться классам, занимающим более низкое положение. Богатые элиты большинства обществ имеют доступ к более широкому спектру возможностей сексуального выражения, нежели массы. Несмотря на свою репутацию, у королевы Виктории была обширная коллекция произведений, изображающих наготу, как в виде картин, так и в скульптуре. У Екатерины Великой, российской императрицы, были частные комнаты, заполненные эротическими и порнографическими коллекциями. Для аристократов обычной практикой было иметь любовников, наложниц и сожителей. Султаны Османской империи имели гаремы из сотен наложниц. Такие общества также создали моральные системы, которые требовали, чтобы представители низших классов практиковали воздержанность, посему очевиден выраженный политико-экономический аспект сексуальной нравственности. Любая интегральная, или целостная, теория сексологии должна учитывать этот аспект.

Антропология и секс

В результате проведения систематизации различий между обществами сексологи предположили, что их можно распределить по четырём широким категориям:
  • общества с негативным отношением к сексу;
  • общества с равнодушным отношением к сексу;
  • общества с положительным отношением к сексу;
  • и общества, поддерживающие открытое выражение сексуальности.
Примеры негативно относящихся к сексу обществ можно найти среди нилотских, хамитских и семитских языковых групп. В этих обществах мы встречаем в общем запрещающее и наказующее отношение к сексуальному выражению, выходящему за пределы строгих норм. Именно в обществах, представляющих эти языковые группы, практикуется обрезание и уродование женских половых органов. Присутствует также и сильный патриархальный компонент, который ценит девственность и женскую супружескую верность. Он порождает крайне негативное отношение к гомосексуальности и мастурбации, а также на первое место ставит продолжение рода, а не удовольствие. Негативно относящиеся к сексу культуры убеждены, что секс каким-то образом изначально является чем-то плохим и его надлежит контролировать. Отрицательно относящиеся к сексу культуры также подавляют знание о сексуальных вопросах, а женский оргазм может рассматриваться или как нечто плохое, или как нечто незначимое.
Примеры положительно относящихся к сексу культур можно обнаружить среди полинезийских и некоторых меланезийских групп. В полинезийской культуре секс рассматривается и как удовольствие, и как священный акт. Сексуальность связывается с идеей маны — космической духовной силы. Полинезийские религиозные церемонии включали в себя сексуальные действия. (Кук отмечает, что он был свидетелем церемонии, в которой двенадцатилетняя девочка совокуплялась с видным воином, а первые прибывшие в эти места европейские моряки отмечали, что женщины и девочки предлагали себя бесплатно: они так поступали, потому что считали, что европейцы были носителями сильной маны, а занятие с ними сексом позволило бы получить к ней доступ.) Полинезийцы открыто относились к сексуальным вопросам, а некоторые обучали детей искусству получения удовольствия. Полинезийский ребёнок обладал знанием, что такое оргазм, и мог свободно искать удовольствия до тех пор, пока не будет совершено брачное сочетание. Слово tabu происходит из полинезийского, но оно относится к тому, с кем можно заниматься сексом. У полинезийцев была кастовая система, и одни люди могли быть табу для других, в остальном же установки в отношении секса были разрешающими. Детям позволялось свободно наслаждаться сексом, а женатые взрослые имели много романов на стороне.
В равнодушно относящихся к сексу обществах снижена значимость секса. Общества, поощряющие секс, активно поддерживают сексуальное выражение. Некоторые племенные группы поощряют мастурбацию у подростков. Некоторые не запрещают игры с обнажёнными гениталиями среди детей. Некоторые культуры уверены, что генитальная стимуляция детей помогает их успокоить и что её можно осуществлять или руками, или оральным путём. В некоторых обществах считается, что оргазмы, эякуляторные выделения и менструальная кровь обладают медицинскими и магическими свойствами. В китайских обществах считается, что секс с молодыми женщинами/девушками предотвращает старение. В некоторых практиках традиционной медицины считается, что мастурбация молодого человека в присутствии больного может иметь целительный эффект.
Антропологи также обнаружили, что в обществах имеется большое разнообразие в том, какие задействуются практики бракосочетания и упорядочевания общества. Матриархальными обществами руководят женщины, патриархальными — мужчины. Патрилинейные общества определяют наследование через отцовскую линию, тогда как матрилинейные — через линию матери. Общество может быть патриархальным, но матрилинейным (иудейское общество). Негативно относящиеся к сексу культуры имеют тенденцию быть и патриархальными, и патрилинейными. Большая значимость придаётся тому, чтобы мужчина мог удостовериться, является ли ребёнок его, таким образом женская сексуальность подлежит строжайшему контролю. В матрилинейных же обществах нет никаких сомнений в том, кто является матерью. Общества могут также разрешать полигамию: многожёнство является одной из самых распространённых форм, но некоторые общества позволяют иметь несколько мужей.
Важно подчеркнуть следующее: антропологи обнаружили, что не существует универсальных норм и поведенческих стандартов. Раньше считалось, что инцест является единственным универсальным запретом, но даже это табу в некоторых обществах не соблюдалось. В Японии инцест матери и сына считается довольно частым. В некоторых субкультурах Индии дети участвуют в сексуальной активности своих родителей вплоть до возраста около шести лет. Есть старинная индийская поговорка: «Чтобы девочке быть девственницей в возрасте десяти лет, у неё не должно было быть ни двоюродных братьев, ни отца».

Что же составляет норму?

Сексология вызывала значительную полемику, потому что она ставила под сомнение идею сексуальной нормальности. Есть ли такое явление, как норма? Есть ли сексуальная патология?
Непросто ответить на этот вопрос. Здесь есть много переменных. Практика, которая нормальна в положительно относящихся к сексу обществах, может считаться патологической в отрицательно относящихся к сексу обществах. Практика, запретная в одном обществе, может свободно практиковаться в другом. Здесь нам приходится признать, что культурный релятивизм имеет под собой некоторую достоверность. Похоже, что нет универсальной концепции нормальной сексуальности (хотя в дальнейшем я буду утверждать, что есть такое понятие как интегральная сексуальная этика). Сексуальная мораль, по-видимому, налагается на людей произвольно, то есть она не основывается на каком-либо универсальном поведении. Скорее, она основывается на поведении, которое элита в любом отдельно взятом обществе считает желанным.
Сексология изобрела термин «парафилия». Он происходит от греческого слова «philos» — то есть «любовь» — и «para» — то есть «вне». Парафилия — это любое сексуальное желание, которое выходит за пределы среднестатистического взрослого сексуального выражения. Есть широкий спектр парафилий. Наиболее известными является педофилия, или сексуальное влечение к детям (ребёнок не достигший половой зрелости); телеиофилия — влечение ребёнка ко взрослому; зоофилия — сексуальное влечение к животным; некрофилия — влечение к мёртвому.
Считается, что парафилии возникают, когда нормальное сексуальное развитие фрустрируется тем или иным образом и переносится на «внешний» объект. Этот «внешний» объект затем превращается в фетиш. В большинстве крайних случаев парафил может высвободить сексуальное влечение только посредством фетишизируемого объекта. Таким образом, существуют степени парафилического интереса и одержимости. Очевидно, если у кого-то фиксация на одном-единственном сексуальном фетише, то имеет место патология.
Спутником парафилии является фобия — страх объекта или человека. В крайних выражениях парафилии её также сопровождает фобия.
Значимым фактором в парафильно-фобических комплексах выступает сексуальное подавление. Парафилия, по-видимому, есть главным образом производная отрицательно относящихся к сексу и двойственно относящихся к сексу обществ. Однако сегодня это сложно доказать. Те положительно относящиеся к сексу культуры, которые существуют поныне, были необратимо деформированы колониализмом и миссионерской деятельностью. Сегодня не осталось чистых положительно относящихся к сексу культур. Христианская мораль подменила традиционные полинезийские и меланезийские установки.
Однако есть несколько интригующих отчетов из предколониальных времен. Малиновский опубликовал наблюдение, что детям на островах Тробриан позволяется участвовать в сексуальных играх, включая коитус. Он задал вопрос взрослым, приводит ли это к тому, что дети эксплуатируются взрослыми со склонностями к педофилии. Взрослые были озадачены и шокированы его вопросом. Они никогда не слышали о таких вещах и не могли вообразить, чтобы взрослые могли интересоваться детьми. По-видимому, на Тробриандских островах не существовало педофилии. Малиновский также заметил, что там не было признаков фрейдистского Эдипова комплекса или инцестуальных влечений между родителями и детьми. Малиновский известен тем, что он оспорил Фрейда в этом вопросе, и у них была непродолжительная переписка.
Какова возможная динамика, стоящая за этим? Может показаться, что в положительно относящихся к сексу обществах сексуальности позволено полное выражение и, следовательно, обеспечивается её нормальное развитие. Ранний сексуальный интерес оказывается удовлетворен, и, таким образом, он не превращается в парафилию.
В поддержание этой теории можно привести недавние случаи жестокого обращения с детьми в религиозных сообществах. Это не ограничивается только католической церковью, но включает также и недавние случаи среди мормонов, свидетелей Иеговы, адвентистов седьмого дня и даже амишей. Эти субкультуры отстаивают сексуальную мораль, отрицательно относящуюся к сексу, что может объяснить частые случаи педофилии и иных парафилий.
Это говорит о том, что нельзя отделить сексуальные патологии от сексуальных практик того или иного общества.

Психосексуальная динамика

Ясно, что сексуальное желание является сильной составляющей нашей психики. В этой области существуют две широкие системы мысли. Одной из них является западный психодинамический взгляд, а другой — восточный психодуховный взгляд.
Отцом западного взгляда является Зигмунд Фрейд. Я пропущу большую часть его теории (для краткости, а также потому что я не хочу продираться через огромный массив материалов, произведённых фрейдистами). Он заметил, что в основе многих психологических комплексов, развившихся у людей, лежат сексуальные проблемы. Мы уже упомянули Эдипов комплекс, помимо этого им была разработана теория, что вагинальный оргазм превосходит клиторальный, что зрелая сексуальная активность является генитальной и что общество требует контроля над сексуальными импульсами, которые в своей изначальной форме являются полиморфными.
Фрейда много критиковали. Мы уже упомянули критику Эдипова комплекса со стороны Малиновского, но последняя волна критики сосредоточилась на его основополагающих идеях. Феминистки раскритиковали его предубеждение против клиторального оргазма, а другие критики отметили его некритическое принятие общественных норм. Я добавил бы сюда и то, что многие психосексуальные проблемы, встреченные Фрейдом, могут быть проблемами наблюдаемого в отрицательно относящихся к сексу обществах подавления сексуального влечения. Некоторые авторы даже ещё более прямолинейно утверждали, что Фрейд попросту отражает сексуальное подавление, свойственное венскому обществу девятнадцатого века.
Вильгельм Райх занимался под руководством Фрейда и в итоге разошёлся во мнениях со своим учителем относительно сексуальности. Тогда как Фрейд, судя по всему, поддерживал конвенциональную мораль, Райх был сторонником того, чтобы заменить её культурой, положительно относящейся к сексу. Райх выдвинул теорию телесной брони — идею, что сексуальное напряжение эмоционально и физически удерживается в теле. Он утверждал, что эти напряжения могут быть высвобождены посредством всетелесного оргазма. Его идеи повлияли на целый диапазон методов соматической терапии.
Райх также считал, что политическая власть, особенно фашизм, опираются на подавление сексуальности. Это привело к стремительному развитию теорий психологического подавления как инструмента власти. Европейская философия развила эту идею по всем фронтам в работах таких теоретиков, как Лакан, Фуко, Делёз и Гваттари. Интегральная сексология должна включать этих исследователей.
Станислав Гроф сделал интересный теоретический вклад в отношении потенциальных причин патологии своей теорией базовых перинатальных матриц. Уилбер подверг Грофа критике за то, что тот стал жертвой до-/над– заблуждения, но данный критицизм относится к смешению пренатальной основы со вселенским Основанием бытия. Эти разногласия не преуменьшают значение общей теории Грофа.
Юнг был на удивление немногословен в отношении вопросов сексуальности, но мы можем видеть, как сексуальное влечение подвергается влиянию архетипов. Юнг признавал, что энергетические качества архетипов могут быть выражены в виде сексуальных образов и энергий. Архетипы могут проявляться в крайне эротизированной форме.
Восточный взгляд выражен в йогических и даосских психодуховных теориях. Они отчасти поддерживают райхианские положения, но являются намного более изощрёнными.
Согласно теории йоги, энергия, или прана, протекает через сложную систему каналов в теле (нади). Блоки течения праны порождают целый спектр симптомов. В теории йоги также утверждается, что человек состоит из пяти покровов (коша): анамайякоша — физическое тело; пранамайякоша — эмоциональное тело; маномайякоша — ментальное тело; виджнянамайякоша — высшее ментальное тело; анандамайякоша — тело блаженства. Прана течёт через все эти тела и каждое тело влияет на другие. Блоки в пранических потоках называются самскарами — впечатлениями и узлами. Сексуальная энергия является разновидностью праны, а сексуальные самскары могут в целом блокировать пранический поток. Таким образом, психология йоги значительно внимание уделяет надлежащему сексуальному поведению как необходимой части духовной практики. Однако, как я поясню позднее, между различными традициями йоги есть разногласия.
Даосская система имеет некоторые общие черты с йогическими психодуховными теориями, хотя присутствуют и различия в анатомии различных телесных оболочек. В настоящей работе нет необходимости погружаться в этот вопрос: те, кого интересует данная проблема, могут обратиться к большому количеству литературы по предмету. Одна из областей, в которых даосизм отличается от многих йогических систем, состоит в его отношении к сексуальности. И йога, и даосизм уделяют большое внимание практикам удержания спермы, но в даосизме утверждается, что сексуальное слияние является важным способом обеспечения надлежащего потока ци. Китайская сексуальная мораль во многом отличается от индийской сексуальной морали. Вновь мы возвращаемся к фундаментальному факту, что не существует единой универсальной сексуальной морали.
Имеются интересные сходства между индийской и китайской системами и теориями Райха. Есть спектр современных форм терапии и теорий, которые совмещают аспекты всех этих теорий. То, что мы можем сказать с некоторой определённостью, состоит в следующем: здоровое выражение сексуального влечения является основополагающим для психологического и духовного благополучия. Но у нас нет никакой уверенности относительно того, что же составляет норму. Сексуальная травма представляет собой сложный феномен, который необходимо понимать с использованием всех четырёх секторов [интегральной модели Кена Уилбера: верхне-левый, или ВЛ, сектор — индивидуальная психика и сознание; нижне-левый, или НЛ, — коллективная культура; верхне-правый, или ВП, — индивидуальное внешнее поведение; нижне-правый, или НП, — внешние проявления социальных систем. — Прим. пер.]. Некоторые сексуальные травмы могут вызываться конфликтом между личным влечением (ВЛ), интернализованными нормами (НЛ) и групповыми нормами (НП), а не самим фактом сексуального акта (ВП). Парафилии, фобии и самскары могут возникать потому, что у субъекта нет способа, которым он мог бы разрешить дилемму. В отрицательно относящихся к сексу обществах наблюдается отсутствие изощрённого языка для обсуждения эротического влечения, а также запрет на обсуждение секса вообще. Подавление является нормативным. Когда Альфред Кинси впервые начал консультировать молодую женатую пару, он был поражён, насколько они были невежественны. У них не было слов для того, чтобы обсуждать то, что они переживали. Удивительно ли после этого развитие сексуальных самскар?

Квадранты интегрального AQAL-подхода © Пол ван Шайк, «IntegralMENTORS», 2013

Секс и религия

В книге «Секс, экология, духовности» Уилбер использует термины «восходящее» и «нисходящее» движение. Я понимаю, что Уилбер уже отошёл от этой простой полярности к более сложному взгляду, ставшему частью его интегрального методологического плюрализма. Однако этот простой дуализм всё ещё влияет на то, как люди мыслят о проблеме религии и сексуальности. Я считаю, что вполне нормально удерживать в уме эту полярность, но только лишь как некое обобщение. Реальность намного сложнее. Можно привести один пример: люди нередко говорят о полярности аполлонического и дионисийского. Древние греки, однако, сочли бы это забавным. Невозможно понять Аполлона без понимания его сестры-близняшки Артемиды. Они выражают и дуальность, и взаимодополнительность. Не был Аполлон и дистанцирован от мира природы. Артемиде служили сотни нимф, но Аполлон иногда известен под именем Аполлон Нимфегет, то есть божество, верховодящее нимфами. Так что вместо того, чтобы быть отдалённым, несколько абстрактным богом, заинтересованным в искусстве и философии, он также был связан с землёй. Дионис также демонстрирует сходную дуальность. Да, он был богом вина и сексуальных излишеств, но он также был богом высшего духовного экстаза.
Итак, где же возникает полярность? Я могу сделать лишь обобщённое предположение: она, вероятно, возникла в результате перехода от аграрного общества, поклоняющегося матери земле, к обществу, основывающемуся на воинском долге и использовании завоеваний для создания избытка. Изобильное аграрное общество может позволить себе насладиться чувственными удовольствиями, но общество, стремящееся к выживанию и находящееся под постоянной угрозой вторжения от соперничающих групп, должно иметь армию. Матриархальные и матрилинейные общества процветают во времена изобилия, а патриархальные и патрилинейные системы лучше выживают во времена кровавых конфликтов, где высокую ценность имеет сила и мужественность. Древнегреческие общества служат занимательным примером того, насколько интересным образом могут комбинироваться эти две силы. Есть пример племени воинственных женщин, называемых амазонками. Не имеет значения, было ли оно мифом или реальностью (однако большинство историков соглашаются с тем, что в этих историях содержится какая-то доля истины). Общество Спарты известно за свою жёсткую военную дисциплину, но гораздо менее известно, что спартанские женщины образовали практически отдельную культуру. Женщины Спарты владели грамотностью, некоторые из них стали известными поэтессами (Клейтагора и Мегалострата) и философами (Хилонис, Клеанор и Кратесиклея), а также существует предположение, что выдающиеся спартанские женщины брали девочек в качестве любовниц подобно тому, как афинские мужчины брали мальчиков в качестве любовников, вместе с тем служа им наставниками. Девочки участвовали обнажёнными в атлетике, борьбе и рукопашном бое, а цари Спарты приобретали власть через матрилинейное наследование. Знаменитая Елена ценилась столь высоко потому, что она служила ключом, отворяющим двери к трону Спарты.
На острове Лесбос женская гомосексуальность не была запретной, что дало возможность появлению поэтессы Сапфо. И всё же, несмотря на эту вариативность, древние греки содержали дисциплинированную воинственную культуру и успешную империю.
Идея, что секс плох и оказывает ослаблающее физическое, психическое, нравственное и духовное влияние, похоже, возникает в мужских воинских культурах. По всей видимости, настоящей причиной является тот эффект, который открытая сексуальность оказывает на образование мужчинами социальных связей и воинскую дисциплину, особенно если мужчинам позволяется практиковать различные формы сексуальности. Есть, возможно, и связь между высвобождением сексуального влечения и агрессивностью, особенно выраженной в идее, что сексуальное потворство понижает агрессию. Эта идея находит воплощение в занятиях спортом, где сексуальная активность перед спортивным событием, как считалось, истощала атлетов. С тех пор это положение было опровергнуто.
Существовало несколько способов решения этого вопроса в мужских культурах. В Спарте мальчики были отделены от женского сообщества в раннем возрасте. Их сексуальные желания трансмутировались в военную гомосексуальную культуру. Когда спартанец женился, он не жил со своей женой. Вместо этого, он пробирался ночью в супружеский дом и затем возвращался в мужские бараки. Большая часть Спартанского общества была направлена на воспитание сильных мужчин и женщин, сильные женщины, как говорили, родили сильных воинов. Гетеросексуальные связи были направлены на воспроизводство, а гомосексуальные практики оставлены для разрядки и удовольствия. В Афинском обществе замужние женщины должны были оставаться дома и воспитывать детей. Мужчины получали удовольствие посредством гомосексуальных связей или проституток. Некоторые женщины заводили любовников.
Хотя в полинезийских обществах и имелась воинская традиция, они не были подвержены такому же риску вторжения. Конфликтные ситуации возникали, но дело не доходило до противостояния с другими обществами. В этих культурах сексуальное удовольствие не рассматривалось как нечто ослабляющее. Взамен оно считалось положительной силой.
Итак, можно перейти к некоторым широким обобщениям. Те религии, которые возникли на базе патриархальной, воинской культуры развили отрицательно относящуюся к сексу систему верований, в которой значительное внимание уделялось сохранению силы и власти мужчин, равно как и патрилинейного наследования. Сексуальную жизнь необходимо было контролировать для того, чтобы обеспечить сплочённость между мужчинами. Те религии, которые возникли из матрилинейной и невоинской культуры развили положительно относящиеся к сексу системы верований, подчёркивающие духовную важность плодородия и творческую природу сексуальности.
Это не столько вопрос Восхождения или Нисхождения, сколько матриархальной власти в обществах, основанных на мирных и изобильных торговых отношениях, или же патриархальной власти, основанной на завоевании в условиях соревнования и недостатка. Матриархальное мировоззрение считало, что духовность как экстатический дар есть часть изобилия богов, чаще всего — фигуры Великой Матери. Патриархальное мировоззрение рассматривало духовность в контексте более масштабной войны между добром и злом. Оно создало монашеские ордена, напоминавшие армейские казармы.
Древнегреческое общество было комплексным, — в нём можно найти примеры выражения обеих установок. Некоторые греки позволяли сексуальное потворство, а другие выступали против сексуальных излишеств.
Во всех религиях эта полярность была ещё более развита. Наиболее радикально негативные установки к сексу можно найти среди ранних христиан. Прибегнув к буквальному истолкованию эклектического мифа об Эдемском саде, они развили идею, что сексуальный грех стал причиной падения человека. Это было соединено с аскетическими практиками Иисуса и учениями Павла, который утверждал, что хотя лучше всего вообще не жениться, но лучше уж жениться, чем предаваться плотским утехам.
Элементы данного аскетического отвержения секса можно обнаружить в буддизме, особенно в его отношении к просветлению женщин. Его наиболее крайней формой является верование, бытующее у некоторых практиков традиции тхеравада, что даже прикосновение к женщине ведёт к плохой карме.
Противоположное воззрение можно встретить в тантрических и даосских традициях (а также гностических). Эти традиции принимают женственное и включают сексуальную близость как часть духовной практики. Они пришли к весьма разработанному пониманию и языку описания эротического искусства, произвели подробные руководства по сексуальным практикам и психосексуальной динамике, а также признали, что женщины способны достичь просветления.
Некоторые вопросы, однако, не были разрешены. Мы в полной мере не знаем, какое влияние сексуальность оказывает на духовную практику. Мы не знаем, необходима ли практика удержания семени (современная медицина утверждает, что регулярная эякуляция помогает профилактике рака простаты, — значит ли это, что у практикующих воздержание людей это заболевание чаще встречается?). Является ли гомосексуальность проблемой? Вызывает ли проблемы анальный секс? Опять же, похоже, нет каких-либо всеобщих норм. Одни йогические системы выступают против гомосексуальности, но в Китае и Древней Греции она была принятой практикой.

Пройдите тест "Многообразие типов сексуальности"

Результат мы опубликуем в блоге:
Тест Многообразие типов сексуальности

No comments:

Post a Comment