Жесткий старт бизнеса и вегетарианский вагончик

Вегетарианский вагончик

По пути из дома на работу стал появляться вагончик с вывеской «Вегетарианская лавка». Всякий раз, как я мимо нее проезжал, возле нее никого не было. Может быть, в обеденное время там кто-то был, но по утрам место пустовало. Тем не менее, вагончик стоял. Я грешным делом думал, что там наркотики продают — иначе как можно стоять в безлюдном месте?

Ну ладно, думаю, не мое это дело.

Я проездил мимо него примерно два месяца. Потом смотрю: вагончик закрылся. Стоял на месте со спущенными завесами. Стоял так месяц. Потом пропал. 

Прошло еще месяца два, и этот вагончик появился на новом месте. И там, судя по всему, торговля шла: люди стояли, заказывали, даже утром. В обед там была очередь. Пошло дело. 

Однажды вечером я подошел к парню в вагончике. Это был владелец: сам купил вагончик, сам закупал продукты, сам крутил сендвичи. На вид, лет 26-27, модный, в ботинках, с бородой. Раньше работал в рекламном агентстве.  Такой типичный герой статьи на Hopes&Fears.

Спросил у него, как идут дела. Разговорились.

Выручка у него в районе 8-10 тысяч в день. Вагончик  на кредитные деньги, на закупку сейчас берет из выручки, раньше брал на закупку потребкредит. За кредит пока не начал расплачиваться, но бизнес вроде живет. 

Спросил его про вагончик на старом месте, который закрылся. Оказалось, там вообще не было никакой выручки. За два месяца что-то в районе 6000 рублей. Он на большую сумму списывал испортившиеся продукты каждую неделю. 

— Так если у тебя два месяца была нулевая выручка, почему ты продолжал там стоять?
— Думал, сейчас выстрелит, начнут покупать.
— А как это вязалось с твоим планом продаж?
— Planning is guessing

Ах вот оно что.

— Это из «Реворка»?
— Да. Я когда прочитал «Реворк», сразу ушел из агентства и открыл это кафе. Решил, что пора брать быка за рога. 

«Реворк» расслабляет


Парень молодец: не стушевался, бросил работу, пошел заниматься бизнесом. За это ему честь и хвала. И круто, что его вдохновила на это книга американских программистов. Кроме шуток: это нормальная вдохновляющая книга.

Но «Реворк» ужасно расслабляет. Если прочитать одну эту книгу и пойти в бизнес, ты, скорее всего, не проработаешь и года. Тебя просто сожрут все те, кто «Реворк» не читали. 

Я вижу это не в первый раз.



В чем проблемы «Реворка»:
  • Это книга о том, как американские программисты построили классный софтверный бизнес. Но не все принципы построения такого бизнеса подходят а) для России и б) для другой отрасли.
  • Авторы этой книги говорят, что к успеху их привели именно эти принципы работы. И это отчасти так. Но по их принциппам работают уже сотни американских компаний, и никто даже близко не повторяет успех авторов.
  • Знания, которые вы получите от «Реворка» — это примерно 1% от того, что нужно знать о бизнесе перед стартом.
«Реворкеры» говорят: «Давай скорее выкатывать продукт», «Нафиг планы», «Работай из дома», «Увольняй трудоголиков». Это неплохие принципы сами по себе. Но они очень узкие. И это не весь бизнес.

Бизнес — это еще и маркетинг, и план продаж, и четкое позиционирование, и умная отстойка; это финансовая грамотность и юридическая безопасность. Это умение отстраниться и делегировать и готовность работать по ночам. Без этого минимума выживание твоего бизнеса — дело невероятной удачи, а не следствие труда.

Таланты все испортят

Короче, проблема: талантливые ребята идут в бизнес без подготовки. Читают смелые книги, берут кредиты, покупают свои хипстерские вагончики и начинают торговать. Но так как у них нет ни плана, ни понимания, что делать, они просто прогорают.

Талантливые ребята теряют бизнес, потому что не готовятся к трудностям перед стартом.

Это печально. Кажется, что вот, только-только стала нарождаться культура предпринимательства. И молодые бизнесы стали рассыпаться, как карточные домики. Просто из-за отсутствия подготовки. 

Если вы или ваши друзья готовятся открывать бизнес — убедитесь в том, что они знают матчасть. 

P. S. Сейчас, кстати, Антон сделал вообще элегантную вещь: он стал поставлять вегетарианские приправы в специализированные магазины, а вагончик свой сдает другим любителям уличной еды под «поп-ап-кафе». Они у него арендуют вагончик, вешают свою вывеску и продают еду проходящим мимо людям. Антон имеет фиксированную ставку за аренду и не стоит с утра до вечера за плитой. Основная прибыль у него от оптовой торговли. 

Оптовая продажа приправ — это не так гламурно, конечно. Hopes&Fears о тебе не напишут. Зато можно квартиру в Москве купить. А на сендвичах из вагончика ты в лучшем случае накопишь на Айфон. В «Реворке» об этом ничего нет.

No comments:

Post a Comment