Уильям Зинсер. Как писать хорошо: Краткий конспект

Итак, что нужно по мнению Зинсера, что бы было хорошо?


1. Взаимодействие

В конечном счете основным продуктом, предлагаемым автором, является не «тема», а он сам. На этом личном взаимодействии и держится хорошая литература нон-фикшн. Хотите, чтоб ваши тексты читали? Тогда вам важны два качества: человечность и теплота. Пишите своим языком, пишите как считаете нужным, пишите так, как вам самому было бы интересно читать.
2. Простота 

Старайтесь быть максимально простым во всем: в используемых словах, в структуре текста, в длине предложений и абзацев. Простое, понятное предложение редко выходит и с первого раза, и со второго, и с третьего, поэтому не ленитесь раз за разом возвращаться к тексту, упрощая и выкидывая все лишнее.

Хлебников. Доски Судьбы. Лист V. Большие деревья времени


Ахматова . "Летний сонет".

3. Мусор

Наш мир перегружен словесным «мусором». Мы слишком привыкли громоздить ничего не значащие слова в громоздкие, но пустые обороты, вроде: «в настоящее время» вместо «сейчас», «вы испытываете боль?» вместо «вам больно?», не надо «вести диалог», если можно «поговорить» и так далее. Иногда мусор используется специально для затруднения понимания смысла сообщения, например в сообщениях политиков, или в бюрократической переписке, но если вы стремитесь быть понятым, боритесь с мусором, как с сорняками - постоянно.
Толстой. Анна Каренина
4. Стиль

Будьте собой, пишите от первого лица. Пишите как думаете, как ощущаете. Это и будет вашим стилем. Даже если на использование «первого лица» наложен запрет, мыслите все равно как «я». Читателю интересно общаться с конкретным собеседником, а не с обобщенными «мы», «общеизвестно» или «считается, что».
Шекспир. Пьеса о Томасе Море.
5. Аудитория

Не старайтесь угождать аудитории. Вы - есть вы, у вас есть собственные мысли, позиция, знания. Делитесь ими, но не тем, что, как вам кажется, от вас хотят услышать. Не старайтесь представить широкую читательскую аудиторию, такой не бывает. Ваш текст будет читать конкретный человек, а не обобщенный. Относитесь к нем у так, как хотели бы, чтоб он относился к вам.
6. Слова

Существует особый язык, называемый «журналистским жаргоном», легко убивающий любую авторскую самобытность. На этом языке лидеры всегда «облечены властью», события «грядут», сообщениями «бомбардируют» и так далее. Избегайте подобного, не используйте чужие клише, будьте самобытны. И второй момент: используйте словари. Научитесь ценить смысл слова, учитывать нюансы и контекст использования. Если же в тексте нет никаких сюрпризов - ни точного слова, ни свежего взгляда, то это обычная журналистская халтура. Не будьте халтурщиком.
7. Единство 

Писать учатся когда пишут. Это азбучная истина. Поэтому еще раз: есть только один способ научиться писать хорошо - надо каждый день писать не менее установленного числа слов.
Набоков. Приглашение на казнь
Единство же - это стержень хорошего текста. Почему оно так важно? Единство не позволяет мыслям читателя разбредаться, становится легче понять ваш текст, а кроме того, подсознательно автор текста, в котором есть единство, кажется уверенным, знающим, что он говорит человеку. Такого хочется слушать и такому доверяешь. Как обеспечить единство текста? Планированием. Перед тем, как начнете писать, вы должны определиться о чем, как и кому вы собираетесь что-то рассказать и в дальнейшем придерживаться этого плана.
Лермонтов. Краткое содержание поэмы "Демон"

На что стоит обратить внимание при планировании:

  • Выберите лицо от которого будете вести рассказ и не меняйте его по ходу повествования

  • Обеспечьте единство времени. Вы должны общаться с читателем в каком-то определенном времени: настоящем, прошедшем или будущем. Смена времен путает читателя и затрудняет понимание текста.

  • Выберите тон общения. Допускается любой: серьезный, шутливый, ироничный, сухой. Но это должен быть один тон, а не несколько одновременно.

  • Сохраняйте единство формы текста. Что это будет: историческая справка, мемуары, путевой дневник, рекламная брошюра, инструкция? Форма сама по себе задает определенные рамки тексту. Это поможет и вам при написании текста, и читателю при понимании написанного.

  • Определитесь с тем, как широко вы хотите охватить тему и в чем ваш основной тезис. Определились? Теперь придерживайтесь этих рамок. Невозможно в одном тексте охватить все, сконцентрируйтесь на главном

  • Хорошее произведение в жанре нон-фикшн должно давать читателю пищу для размышления в виде одной интересной, ранее не приходившей ему в голову, мысли. Не двух мыслей, и не пяти, а только одной. Решите заранее какую мысль вы хотите заронить в сознание читателя и пусть ваш текст будет инструментом для осуществления этого. Но помните, изначальный план не догма. В процессе написания может выясниться, что писать лучше по-другому и о другом. Что делать? Все просто: надо изменить план и скорректировать. Написание текстов в жанре нон-фикшн больше ремесло, чем творчество.


8. Зачин и концовка
Самая главная фраза в вашей статье - первая. Если она не побуждает читать дальше, то все - вы потерпели поражение. Количество фраз, необходимое для убеждения читать дальше и есть - зачин. Только избегайте расхожих штаммов про «Как-то раз случайно проходя мимо...», или «Тут товарищи спрашивают…» и так далее. Лучше заинтригуйте читателя загадкой, удивите неизвестным фактом или расскажите историю. Для написания зачина нет четких правил, главное чтоб читатель решил продолжить читать ваш текст.
Шолохов. Тихий Дон
Концовка. Сложился стереотип, что любой текст должен иметь три части: начало - основная - завершение. Это прекрасно для школы, для обучения детей писать тексты с внутренней логикой. Это полезно для учебников, но для нон-фикшн нет необходимости повторять уже сказанное. Если чувствуете, что все сказали - ставьте точку, ну или ищите ближайший «выход» из текста. Идеальное окончание должно немного удивить читателя, но казаться ему «правильным». Концовкой может быть основной посыл текста, шутка, возвращение к началу.
И не стоит делать за читателя вывод, отказывая ему в способности сделать его самостоятельно. Вам бы понравилось такое к себе отношение?
Маяковский. Солдаты Дзержинского

9. Глаголы
Везде, где это возможно, старайтесь обходиться без пассивных конструкций. "Он сделал это", звучит сильно. "Это было сделано им" - слабо. Первый вариант точен и короток, второй вял и многословен. Кроме того, в тексте остается неопределенность. Например, а сколько раз он это сделал? Текст, изобилующий пассивными конструкциями утомляет читателя, ему постоянно надо разбираться что было сделано, кем и кто адресат. А еще исключите из своего арсенала уклончивые описания. Вместо того, чтоб писать: "Президент освободил свое место", напишите что именно с ним случилось: "Его за что-то уволили? Он сам уволился? Или он ушел на пенсию? Или умер?
10. Наречия
Не замусоривайте наречиями свой текст. Не надо писать: "телевизор громко орал". "Орать" - это уже громко. Или что кто-то "крепко стиснул зубы", "стиснул" - это уже крепко. И так далее: "изнуряюще трудный", "полностью ошеломленный", "вдруг внезапно" и так далее. Сюда же стоит добавить слова типа "определенно", "вероятно" или "решительно". Все эти "определенно стоит", "решительно изменилось", "вероятно лучший" - это мусор
11. Прилагательные
Без значительной части прилагательных тоже можно обойтись. Например, в случае, когда основной смысл уже задан существительным, как в "мусорных" выражениях типа "обрывистые утесы", "кружевная паутины", "красные маки" и так далее. Прилагательные должны помогать существительным там, где последние не справляются. Избавьтесь от мусора, и тогда оставшиеся прилагательные заработают с двойной силой.
Булгаков. Мастер и Маргарита

12. Спецификаторы
Старайтесь обходиться без словечек, "конкретизирующих" то, что вы чувствуете, думаете или видите: "слегка", "немного", "весьма", "очень", "порядочно", "в каком-то смысле" и так далее. Они разбавляют текст и лишают его убедительности. Не надо говорить что фильм "весьма хорош", или что вы не обрадовались "довольно высоким" ценам. Не портите свой текст мелкими проявлениями нерешительности. Хороший автор не мямлит, а источает уверенность. Если вы для читателя не авторитет, то зачем вас читать?
13. Слова, оповещающие о перемене авторской позиции
Как можно скорее предупреждайте читателя о смене своей логической позиции при переходе от фразы к фразе. Для этого существуют специальные слов вроде: "но", "и все же", "однако", "напротив", "поэтому", "между тем", "теперь", "сегодня", "следовательно" и так далее. Если вы сменив направление своей мысли и начнете с "но", читателю будет значительно проще его понять. Кроме того, любое из этих слов в начале предложения может заменить целую фразу. Например: "Несмотря на все сложности, что, как мы выяснили его ожидают при реализации, он решил проект начать" можно заменить на "И все же он начал проект", или даже "Но он начал проект"
14. Существительные, выражающие понятия
В плохих текстах часто вместо глаголов, объясняющих кто что сделал, используются существительные, выражающие понятия. Например: "Общей реакцией аудитории на слова президента был неодобрительный гул" - в предложении нет ни людей, ни активных глаголов, оно "мертвое" и уже на середине хочется спать. А ведь можно сказать: "В ответ на слова президента люди в зале неодобрительно загудели". Сложно понимать текст, в котором нет ни кого, кто бы совершил какие-то действия, а весь смысл прячется в существительных, выражающих абстрактные понятия "реакция", "цинизм", "ответ" и так далее
Есенин. Ключи Марии
15. Вереницы слов
Не надо сооружать вереницу слов там, где можно обойтись одним существительным, а лучше - активным глаголом. Например, не надо вместо "идет дождь" писать "происходит выпадение осадков". Или сооружать монстров вроде "навыки коммуникации посредством письма".
16. Абзацы
Стремитесь, чтоб ваш текст выглядел визуально привлекательно. Глаз реагирует на текст раньше, чем мозг. Если ваши абзацы размером со страницу, то текст сразу покажется сложным и скучным. Если слишком короткие, то - обрывочным и поверхностным. Абзац должен быть цельным, единым по смыслу и структуре.
Бродский. На прачечном мосту
17. Преувеличение
Не стоит писать, что "комната выглядела так, словно в ней взорвалась атомная бомба", или что "каждый шаг отдавался в голове ударами тысяч молотов по наковальне". Стоит чуть перебрать с такими метафорами и желание читать текст - пропадает
18. Достоверность
Писателю сложно завоевать доверие читателя, и очень просто его потерять. Не стоит привирать ради "красного словца", слишком велики ставки. Стоит автору нон-фикшн один раз попасться на вранье, и под сомнения будут поставлены все его тексты.
Вместо заключения
Но есть один совет, который автор повторяет раз за разом: "Переписывайте!". Суть писательского ремесла в переписывании. Возвращайтесь к тексту раз за разом, улучшайте его, шлифуйте, отсекайте лишнее. Не бойтесь работы, и тогда у вас обязательно начнет получаться.

Пушкин. Евгений Онегин

No comments:

Post a Comment