В результате исследования чистого разума Кант показывает, что разум, когда он пытается получить однозначные и доказательные ответы на собственно философские вопросы, неизбежно ввергает себя в противоречия;
это означает, что разум не может иметь трансцендентного применения, которое позволило бы ему достигать теоретического знания о вещах в себе, поскольку, стремясь выйти за пределы опыта, он «запутывается» в паралогизмах и антиномиях (противоречиях, каждое из утверждений которых одинаково обосновано); разум в узком смысле — как противоположность оперирующему категориями рассудку — может иметь только регулятивное значение: быть регулятором движения мысли к целям систематического единства, давать систему принципов, которым должно удовлетворять всякое знание.
это означает, что разум не может иметь трансцендентного применения, которое позволило бы ему достигать теоретического знания о вещах в себе, поскольку, стремясь выйти за пределы опыта, он «запутывается» в паралогизмах и антиномиях (противоречиях, каждое из утверждений которых одинаково обосновано); разум в узком смысле — как противоположность оперирующему категориями рассудку — может иметь только регулятивное значение: быть регулятором движения мысли к целям систематического единства, давать систему принципов, которым должно удовлетворять всякое знание.
Антиномии чистого разума | Тезисы | Антитезисы |
---|---|---|
1 | «Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве» | «Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве; он бесконечен и во времени, и в пространстве» |
2 | «Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только простое или то, что сложено из простого» | «Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого» |
3 | «Причинность по законам природы есть не единственная причинность, из которой можно вывести все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо ещё допустить свободную причинность» | «Нет никакой свободы, всё совершается в мире только по законам природы» |
4 | «К миру принадлежит или как часть его, или как его причина безусловно необходимая сущность» | «Нигде нет никакой абсолютно необходимой сущности — ни в мире, ни вне мира — как его причины» |
Кант утверждает, что решение антиномий «никогда нельзя найти в опыте…».
Решением первых двух антиномий Кант считает выявление ситуации, при которой «сам вопрос не имеет смысла». Кант утверждает, «что к миру вещей в себе вне времени и пространства свойства „начала“, „границы“, „простоты“ и „сложности“ не применимы, а мир явлений никогда не бывает нам дан во всей полноте именно как целостный „мир“, эмпирия же фрагментов феноменального мира вложению в эти характеристики не поддаётся…». Что касается третьей и четвёртой антиномий, то спор в них, согласно Канту «улаживается», если признать истинность их антитезисов для явлений и предположить (регулятивную) истинность их тезисов для вещей в себе. Таким образом, существование антиномий, по Канту, является одним из доказательств правоты его трансцендентального идеализма, противопоставившего мир вещей в себе и мир явлений.
Напишите в комментариях, о чем вам было бы интересно почитать по этой теме!